В dzen-блоге “Дестрой” есть публикация про старое заброшенное минное хранилище, построенное в конце 1930-х гг. в недрах прибрежной скалы на полуострове Басаргина, где в те годы в бухте Патрокл располагался гидроаэродром и база торпедных катеров.

Ещё в первой половине 1930-х гг., с нарастающей опасностью нападения Японии на Дальний Восток, приказом Народного комиссара обороны СССР К. Е. Ворошилова, из Севастополя во Владивосток был передислоцирован 55-й авиационный отряд, имевший на вооружении морские ближние разведчики-гидросамолёты «Савойя» S-62, также известных под названием МБР-4.
После прибытия 55-й авиаотряд был включен в состав Военно-Воздушных Сил Морских Сил Дальнего Востока и стал базироваться в бухте Патрокл. Для взлёта и посадки гидросамолётов в бухте был специально выделен фарватер между сильными подводными течениями, а на берегу была обустроена база с бетонными аппарелями для спуска на воду и подъёма гидросамолётов.
Уже с 1934 г. самолёты авиационного звена из состава 3-го отдельного авиационного отряда волнового управления ВВС МСДВ принимали участие в комплексных гидрографических работах и производили аэрофотосъёмку береговой линии залива Петра Великого и северо-западного побережья Японского моря.
В 1936 г. гидрографическое авиазвено 3-го ОАО было передислоцировано на Камчатку и лишь в мае 1938 г., теперь уже в составе ВВС Тихоокеанского флота, на его замену в бухте Воевода на острове Русский в подчинении 57-й отдельной морской разведывательной эскадрильи, было сформировано новое отдельное гидрографическое авиационное звено из двух самолётов МБР-4, которое в июле того же года было передислоцировано в бухту Патрокл, где на гидросамолёты была возложена задача по буксировке конусов при выполнении стрельб зенитной артиллерией ТОФ.
В августе 1938 г. во время боёв на озере Хасан, гидросамолёты звена производили воздушную разведку в районах, прилегающих к местам сражений советских войск с японцами.
В 1939 г. авиазвено было перевооружено на гидросамолёты МБР-2 и к началу Великой Отечественной Войны было развёрнуто в 30-ю авиационную эскадрилью Волнового Управления Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота.
В 1942 г. из состава аэросъемочного звена эскадрильи был сформирован фотограмметрический центр, обеспечивавший боевую деятельность флота картографическим материалом.
В апреле 1943 г. звено было переформировано в отдельный гидрографический авиационный отряд, который вошёл в состав 63-й отдельной морской ближнеразведывательной эскадрильи ВУ ВВС ТОФ.
Но уже в мае того же года приказом Наркома ВМФ отряд был передан в подчинение Гидрографического управления ВМФ, хотя всё также оставался в составе 63-й ОМБРАЭ.
К началу 1945 г. на вооружение отряда поступили новые гидросамолеты PBN-1 «Номад», а перед началом боевых Советско-японской войны отряд был включен в состав 16-го морского дальнеразведовательного авиационного полка ВВС ТОФ, и перебазирован в бухту Суходол, после чего принимал участие в операции по высадке десанта морской пехоты в Порт-Артуре.
Весной 1947 г. отряд был переформирован в 38-е отдельное авиационное звено Гидрографической экспедиции 5-го ВМФ и было передислоцировано на Вторую Речку, где в 1949 г. было расформировано, а его личный состав и материальная часть были переданы на формирование 289-го отдельного противолодочного авиационного полка ВВС ТОФ в бухту Суходол.
С тех пор гидроаэродром в бухте Патрокл стал оперативным и использовался как временная площадка для учебно-боевой работы морских разведывательных полков, где на период учений базировались гидросамолёты МБР-2.
В начале 1950-х гг. на аэродроме также базировались многоцелевые летающие лодки Бе-6, а со второй половины 1960-х гг. инфраструктуру аэродрома перестали использовать по прямому назначению и в начале 1970-х гг. он прекратил своё существование.
Ну а рядом, на перешейке полуострова Басаргина, восточнее от линии посадки гидроаэродрома, располагалась небольшая береговая база торпедных катеров, где в горных выработках внутри прибрежной скалы были построены два скальных хранилища для хранения торпедного и минного вооружения как для катеров, так и для ю аэродрома.
После расформирования базы хранилища ещё использовали до конца 1990-х г. под хранение других вооружений, а к началу 2000-х гг. всё вооружение было вывезено и они были заброшены.
Об одном из этих хорошо сохранившихся с тех времён до наших дней хранилищ мы и расскажем в этой статье.
Само хранилище представляло собой главный тоннель с уложенной на полу узкоколейкой, выходящей к пирсам, к которому с трёх сторон примыкали блоки пеналов для хранения заградительных мин.
Сразу у ворот главного входа в хранилище находилась лестница, ведущая на второй этаж, под которой располагался канал подвода труб отопления, ведущих к котельной бывшего военного городка.
Давайте сначала поднимемся наверх, прежде чем пойдём к самими блокам хранилищ.
Сразу после подъёма нас встречает предбанник с такой деревянной дверью.
За которым находился небольшой зал склада, по потолку которого проходила труба отопления.
С большой долей вероятности здесь хранились инструменты для работы с морскими минами и различные запасные части. Хотя может быть и взрыватели к ним.
Спускаемся обратно и видим основной тоннель с проходами в пеналы хранилищ, а по левой стороне расположен бортик для прохода людей, под которым спрятан канал с трубами отопления.
Главный щиток освещения.
К слову, тележка с минами перемещалась по рельсам при помощи системы тросов, подобно фуникулёру, от которой сохранились закладные с частями механизмов.
Перейдём к самим пеналам хранилищ и сначала пройдём в первое по левой стороне от входа самое маленькое хранилище, из стены которого выходит две трубы клапанов вентиляции и более мелкие кабельные гильзы.
На самом входе изначально стояла броневая дверь, открывавшаяся внутрь, но при перепрофилировании хранилища её демонтировали.
С обратной стороны вышеупомянутые трубы были оснащены крышками-клапанами.
Которые должны были автоматически закрываться в случае воздействия на них взрывной волны из пенала хранилища.
Зла этого хранилища выполнен в форме трубы и совсем небольшой. Под потолком видна труба отопления, которая вмурована в торцевую стену, где уходит под пол и возвращается обратно к каналу с трубами в главном тоннеле.
Выходим обратно.

Здесь напротив расположено ещё два входа в правый блок хранилища, который был разделён перегородкой на два отдельных помещения.

Слева видны обрезанные трубы отопления, проходившие под полом хранилища.
Левое помещение выглядит так. В стене располагались проёмы для циркуляции воздуха между помещениями.
А под деревянным настилом виден канал в полу для труб отопления.
Всё что осталось от хранившегося здесь последние годы существования.

Правый зал блока выглядит аналогично.
Снова возвращаемся в главный тоннель.
В конце которого располагался самый большой пенал хранилища.
Где у входа в стене когда-то стоял вентилятор.
Здесь тоже когда-то стояла броневая дверь, которая была демонтирована при перестройке хранилища и расширении проёма.
Так выглядит сам пенал хранилища.
Под потолком которого также проходит труба отопления, уходящая в торцевой стене под пол.

Находясь внутри даже забываешь, что находишься где-то в недрах скалы, а над тобой много метров прочной скальной породы.
Вот такой хранилище возрастом около 80 лет мы посетили несколько лет назад на побережье бухты Патрокл.

