Мы встретились с директором мастерской Феликсом Машковым, чтобы обсудить что и кому, на его взгляд, можно было бы обсудить на тематической секции “Урбанистика и городские сообщества“, которая состоится 13 июня в рамках Дальневосточного МедиаСаммита.
Встреча прошла “без отрыва от производства” – на объекте рядом с площадью Луговой, над которым сейчас работает проектно-производственная мастерская Concrete Jungle станет новым общественным пространством Владивостока.
Расскажи пожалуйста об этом объекте.
Компания Mazda Solllers обратилась к нам за разработкой благоустройства. Изначально была достаточно утилитарная задача, но мы убедили их пойти дальше. На большом предприятии работает более 1,5 тысяч человек и для проведения массовых мероприятия нужна площадь.
Мы назвали этот проект “Город в городе”, потому что здесь практически все основные элементы города присутствуют: площадь, сквер и улица. Вот сейчас мы завершаем работу с клумбами, мало кто знает, что клумбы нужно утеплять.
Чтобы зимой не промерзли растения?
Да, и здесь еще изоляция, чтобы вода в почве не соприкасалась с бетоном и чтобы в жаркие дни нагретый бетон не сушил землю сильно.
А вот здесь парковка – как раз фрагмент городской улицы. Вот место, где можно посидеть, обсудить что-то. Двое могут посидеть на лавке рядом, но если обратишь внимание, то когда их больше они сидят кружком, “на кортах”. Поэтому мы сделали специальное место, где можно сесть целой компанией в 4-6 человек.
Стараемся делать различные конфигурации, чтобы у людей была возможность по-разному проводить время. Мы выполняем необходимые функциональные вещи – освещение, дренаж, все что связано с инженерной частью. При этом, мы придаем этому приятный вид, в городе с этим есть проблемы.
С эстетической составляющей в благоустройстве?
Да, делается многое, но достаточно низкий уровень проектирования функционала. Ведь то, что кажется горожанам простым вещами, на самом деле – сложные инженерные объекты. К примеру, улица состоит из нескольких компонентов: полоска для открывания двери, если есть парковка, 1,2 м велодорожки, 2 м под озеленение, 1,5 м тротуара, 1,5 м придомовые пространства для коммерции. У нас же бывает часто всего 2 элемента: дорога и тротуар. И парковка в итоге не организована, ведь она не должна быть в случайных местах.
Сегодня утром у нас была встреча в Нагорном парке с командой. Мы подтверждали разные решения: сначала проектируем, потом едем на место, ходим с проектом и смотрим, пишем замечания. Сегодня мы выявили целую гору ошибок. А ведь многие проекты делаются так, что архитектор даже из офиса не выходит.
То есть работает по чертежам и фотографиям не побывав на объекте?
Он может не быть совсем или побывать пару раз. Но этого недостаточно, архитектор должен прочувствовать объект. Нужно обсудить проект с коллегами, чтобы проверить свои гипотезы. Конечно это занимает много времени, это дороже и есть такая проблема, что рынку это не нужно.
В итоге все скатывается к типовым формам?
Да, а также к банальному следованию нормам, главное чтоб экспертиза пропустила. У архитекторов нет стимула и задачи от заказчика тратить больше ресурса на другой результат. Вот на этом объекте мы все переделывали – ведь когда мы приступили, у клиента уже был проект. Изначально перед входом была парковка, а т.к. по нормам должен быть пожарный проезд, то была нарисована дорога. Хотя пожарный проезд – это необязательно дорога, это пространство и покрытие, по которому может проехать пожарная машина. Здание и парковку через эту дорогу соединял один проход. В итоге люди вынуждены были бы “просачиваться” между машинами. И все остальные элементы развивают изначально ошибочные гипотезы.
Каков хронометраж этого проекта?
Мы построили за 3 месяца, сейчас доделываем малые формы и озеленение. Реечный навес проектировал я, деревянный настил проектировала Потапенко Анастасия с применением машинных алгоритмов. В процессе проектирования пришли к пониманию, что помимо благоустройства нужно преобразовать и тротуар, который соединяет его с автобусной остановкой, хотя он является муниципальной территорией. Нам очень повезло здесь с заказчиком, мы нашли общий язык, как впрочем и на Нагорном парке. Это дает большую пластичность – там мы работаем уже год, то уходим, то возвращаемся, поменяли концепцию раза 4 уже, она постоянно улучшается, мы используем новый опыт.
Такие объекты ведь нужно грамотно содержать, тут не только уборка, но и уход за растениями?
Конечно, за этим следить нужно и делать это профессионально.
Кстати, в это части территории идея в том, что здесь каждая зона воссоздает фрагменты картин известных художников: “Рожь” и “Дубки” Ивана Шишкин, “На острове Валааме” Архипа Куинджи, “Папоротники в бору” и “Березки” Исаака Левитана и другие. Но даже, если здесь все сильно зарастет все равно будет смотреться хорошо.
Вернемся к причине нашей встречи – МедиаСаммиту. Нужны ли подобные мероприятия по теме урбанистики, о чем и с кем там может быть диалог?
Я абсолютно поддерживаю наличие таких площадок. Тему благоустройства, которой мы занимаемся нужно поднимать в общественной дискуссии. Мы говорили о людях, которые должны следит за растениями в скверах и парках. Чтобы это была уважаемая профессия, чтобы в ней были люди, которые любят это дело. Если за это человек будет получать такую же зарплату, как на альтернативной, но не любимой работе, то конечно он выберет свое любимое дело.
Нужно чтобы в обществе это понимание выкристаллизовывалось. Что общественные пространства это неотъемлемая часть города, над которым должны работать архитекторы, которые на этом специализируются и затем их поддерживают тоже мастера своего дела.
Это еще и вопрос специализации архитекторов. Зачастую, проектированием таких пространств занимаются в нагрузку к проектированию зданий. Считается, что здание – это сложный объект, а благоустройство делается просто чтобы объект сдать: лавки поставим, травы накидаем и все. Это становится второстепенным, на этом нет фокусировки. А ведь общественные пространства это прежде всего режиссура – ты работаешь со сценариями поведения человека, его маршрутами и эмоциями.
Причем общественные пространства – это не только развлечения, это места для публичных собраний и высказываний. Вот мы погрузившись в эту тему даже в этом объекте предусмотрели множество сценарием использования территории. Если бы мы занимались множеством других вещей, у нас бы не было такой концентрации знаний и опыта.
Вот об этом нужно рассказывать и мы готовы это делать. Дело еще и в том, что люди, занимающиеся архитектурой и озеленением мало уделяют внимание донесением этих смыслов в общество.
Как по твоему, можно ли соединить стремления неравнодушных горожан (в том числе тех, которые что-то мастерят у себя во дворе из шин) и ресурс студентов в виде партисипаторного проектирования? Чтобы работы юных архитекторов не были бесполезным материалом, пылящимся в архивах университета.
Партисипаторный вариант нужно использовать. Как я уже говорил, архитектору нужно обсудить проект с командой, а нужно обсудить и с людьми. Ведь можно ошибаться и не знать чего-то об их потребностях на территории. Когда занимаешься этим достаточно долго, то оказывается, что многие вещи достаточно предсказуемы, т.к. и потребности у всех нас более менее похожие. Но с сообществами нужно работать, т.к. они дают материал для сценариев использования.
Со студентами сложнее, они стремятся быть похожими на “звездных” архитекторов. У нас в образовании есть потрясающие люди, но есть и упущения. Студенту нужно донести, что с вероятностью 99% вы будете локальным архитектором и нужно показывать как это круто на самом деле. Конечно у звезд большие гонорары, но не каждый таким станет. Вот мы сфокусировались на месте, где мы живем. Делая это хорошо здесь можно заявить об этом в мир и тем самым мы поднимаем статус самого места, где мы живем. Это не самоцель, но мы делаем так. Мы склонны к амбициозным идеям и риску.
Мы знаем, что на объекты благоустройства в городе тратятся деньги, а горожане не всегда довольны результатом. Мы же стараемся дать максимальный эффект от ресурсов на своих объектах. Иначе бы здесь была парковка и обычные лавки, а не авторские решения. Мы закладываем определенные истории в пространство и посетитель, находясь здесь изучает и обсуждает его, пытается угадать что автор имел ввиду.
Такие площадки, как МедиаСаммит нужны, чтобы обсуждать все это, чтобы аудитории перемешивались.
Территория “Город в городе” завода Mazda Sollers по адрес ул. Дальзаводская, 2, строение после официального открытия в июле 2019 станет доступна для посещения всем жителям Владивостока.
Одна из основных задач секции “Урбанистика и городские сообщества” — формирование активных сообществ, участвующих в жизни города, в том числе и по теме комфортной городской среды, активно работающих в достижении этой цели в сотрудничестве с властью, бизнесом и различными организациями и институтами. Посещение бесплатное, но нужна регистрация. Поделитесь информацией о мероприятии в Facebook и вКонтакте.
Читайте также:
- Лёд и свет: Как мастерская Concrete Jungle делала проект в парке Минного городка
- Народная достопримечательность: Во Владивостоке открыли скульптуру “Семь сопок”
- Каким может быть сквер у дома генерал-губернатора Унтербергера
- Проекты Concrete Jungle из Владивостока попали в лонг-лист всероссийской премии АРХИWOOD
- Основатели “Конкрит Джангл” Феликс Машков и Вадим Герасименко рассказали журналу Forbes, как превратить уличное искусство в бизнес
- Мастерская Concrete Jungle представила масштабный проект развития Нагорного парка