Пока три из шести кандидатрв в депутаты по 9 округу пожаловались Элле Памфиловой (они серьезно вообще, вот той самой Элле?) я (председатель ТОС “Патрокл-Сочинская”) встретился с другим из них – Виталием Горичевым. Беседа состоялась 2 сентября в сквере МРС-80.
Из досье PrimaMedia: 1978 года рождения, женат, трое детей. Получил образование юриста в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Опытный политконсультант и специалист в области PR, член комитета по политтехнологиям РАСО. Работал во многих регионах от Калининградской области до Дальнего Востока, консультируя депутатов и руководителей органов власти. Входил в команду Трутнева как директор департамента внутренней политики полпредства. Работал в в правительстве Сахалинской области, считался одним из самых перспективных вице-мэров города Корсаков, где в 2016 году курировал социальную политику. В Приморье участвовал в избирательных кампаниях разного уровня.
Начну с самого очевидного вопроса – почему нужно выбрать именно вас?
Начну от обратного – все мои оппоненты говорят, что меня ни в коем случае нельзя выбирать, и вся их агитация сводится к тезису “как можно выбрать Горичева, он же недавно переехал во Владивосток”. Во-первых, не считаю это недостатком. А во-вторых, я во Владивостоке живу с 2012 года с небольшими перерывами. Сейчас непосредственно живу на Чуркине, на Фастовской. Так что я очень хорошо погружен в город, в его специфику. Считаю, Владивосток просто обязан стать одним из важных центров России, в силу своего геополитического положения у него большое будущее. Однако сегодня город абсолютно неприемлем для жизни. Все, что создано богом здесь – природа и люди – замечательно, а все, что создано человеком, требует серьезного ремонта.
Вы были вице-мэром Корсакова, отвечающим за социалку. Это образование, здравоохранение, молодёжная политика. Многое ли удалось сделать?
В Корсакове поработал гораздо меньше, чем бы хотелось, но достижения есть. Там также начиналось вхождение в город, когда все местные общественники с недоверием отнеслись ко мне. Но я сказал им, что мне в любом случае нужно в Корсакове сделать реальные дела, чтобы люди увидели и оценили, а мне можно было двигаться дальше. Поэтому если вы поддержите меня, то мы вместе что-то сделаем для города. То есть я не обещал златые горы и тучи развести руками. Они меня услышали. Мы договорились. Две основных вещи успели. Во-первых, запустили Центр молодежных инициатив. Там действительно очень активная и инициативная молодежь, которой банально негде было собираться, делиться своими идеями и проектами. Мы нашли помещение, добились финансирования и запустили этот Центр.
А еще корсаковские власти обвиняли меня в том, что я “привел туда Telegram”. С местным интернетчиком создали в Telegram чат (дело в том, что в Whatsapp есть ограничение на количество участников), куда пригласили жителей, управляющие компании, вице-мэра по ЖКХ и мэра города. Жители фотографировали проблемы и присылали в чат.
А что в этом плохого?
Ну, как что… После этого чиновникам работать пришлось. А жители, разумеется, были довольны. С некоторыми мы до сих пор поддерживаем связь, остались дружеские отношения.
Конечно, не удалось сделать все, что хотелось. Например, в ходе переговоров с губернатором Сахалинской области, которым тогда был Олег Кожемяко, договорились о со-финансировании многофункционального спортивного центра. Областной бюджет готов был выделить 270 миллионов, при условии, что город найдет еще тридцать. Разговор был в 2015 году, строительство планировалось на 2021-й. Но всё встало на уровне города как раз из-за того, что чиновники очень инертны. Пошли разговоры о якобы долгих согласованиях, перевод “стрелок” друг на друга. В конце концов, мне сказали, мол, твоё направление – социалка, а не строительство, вот ей и занимайся. В итоге я понял, что чиновники просто работать не очень хотят. Причин несколько. Кого-то устраивает существующее положение вещей, главное, чтобы им не мешали. Кто-то не хочет брать на себя ответственность и чем-то рисковать. Ведь, действительно, если ты более деятельный, чем другие, сразу же найдут нарушения, превышение полномочий. Поэтому в такой работе очень важна команда единомышленников, которой доверяешь. Иначе, самые здравые идеи, даже при поддержке региональных властей, попросту зависнут на местном уровне. А так быть не должно.
Это будет не совсем по стандартам интервью, я не только задам вопрос, но и поделюсь своим соображением. Когда во Владивостоке проходил последний конкурс на выборы мэра я написал в facebook пост-пародию на предвыборное заявление Сергея Мильвита. Там был тезис, что среди кандидатов мало людей с подходящим опытом и карьерой – руководителей крупных предприятий или чиновников той же мэрии, проявивших себя на службе. Пускай в депутаты идут учителя, физруки, главврачи роддомов, но главная у меня претензия к кандидатам в другом. Ты же не идешь в депутаты внезапно, к этому наверно созревают, а значит какие-то общественные дела уже должны быть сделаны. Как работодатель, читая резюме и проводя собеседования, я обращаю внимание не только на образование и места работы, а спрашиваю про достижения и то, как человек сам описывает свой опыт. Все кандидаты что-то обещают, причем примерно одинаковые вещи. В случае депутата гордумы мы же выбираем не партию, а конкретного человека с его конкретными делами и достижениями.
Тогда могу продолжить самопрезентацию. Основная часть моей деятельности как раз связана с реализацией общественно значимых проектов. Можно много примеров приводить, вот один из них. В 2007 году я работал в компании УралКалий в городе Березники Пермского края. Мне предложили возглавить Фонд социальных проектов “Березниковский характер”. За 4 года работы в Фонде мы сделали массу добрых дел – скверы, детские площадки. Но… В 2011 году у компании сменился собственник. У него были другие приоритеты и, к сожалению, Фонд был закрыт. Но я уверен, если сейчас приехать и спросить в городе о Фонде, то многие скажут – помним, любим, жалеем, что всё закончилось. Почему уверен? Потому что мы вовлекали людей в обсуждение будущих проектов. Они были причастны к тому, что мы делали для них. А это для жителей очень важно!
Этот опыт помог на следующем месте работы – в компании МетИнвест на Украине. Крупнейший металлургический холдинг, порядка 200 тысяч работников, где я был начальником департамента внешних связей и социальных проектов. Собственник предприятия был из местных, он там вырос и состоялся. И поэтому его позиция была такая: люди должны жить в комфортных условиях. Точно могу сказать, что это не было потому что “модно”. Он реально заботился о своих работниках и их семьях. Так вот, у нас была программа “Город нашими руками”. Чтобы у жителей не было чисто потребительского отношения, мы брали идеи и проекты самих жителей, финансировали и с их участием проекты делали. Работали по всему Донбассу. И планы были на перспективу очень серьёзные. Но, к сожалению, из-за начала боевых действий мне пришлось оттуда уехать.
По поводу ваших тезисов. Да, действительно, желание пойти в депутаты не спонтанно возникло: безусловно, этому очень поспособствовал мой опыт работы с социальными проектами. Но кандидатом-то стал недавно. Да, на встречах я рассказываю о себе максимально открыто. Но это же не вчера всё придумано. Например, страничку в facebook я завел давно, там этапы моего жизненного пути видны. Я же и не думал 10 лет назад, что придется о себе красивый буклет делать. Так вот там, в facebook, все можно увидеть, мои взгляды и мысли. Там я такой, как и есть. И то, что рассказываю о себе людям на встречах, всё можно увидеть и прочитать.
Да, у меня большой опыт в социалке. Но я никогда не обещал людям “сделаю вам вот это, исправлю вот тут и ещё там что-то придумаю”. Я просто брал и делал то, что им нужно. Поэтому и чуркинцам не могу обещать, что “завтра я вам все сделаю”, потому что люди уже просто устали от обещаний и никому не верят. Многие и надежду потеряли на какие-то изменений.
А у меня по-прежнему глаза горят и руки чешутся что-то изменить здесь, на Чуркине. Я уже познакомился с многими жителями и активистами. И вижу, что не один такой, что здесь много тех, у кого так же горят глаза и руки растут откуда надо. Меня это безумно радует! Ведь если активных и неравнодушных людей будет больше и если мы все объединимся, то район через пару лет будет просто не узнать.
В работе депутата я вижу два ключевых направления деятельности. Первое – по локальным вопросам: вместе с небезразличными жителями определить болевые точки, планомерно решать эти проблемы. Средств в бюджете уже достаточно, главное – внимание и контроль. Я живу на Первомайке и эти проблемы тоже знаю и чувствую. Второе – нужна стратегия. Если мы будем только дыры мелкие латать, только локальные проблемы решать, то так и будем годами, как на Тришкином кафтане, заплатки ставить. Но если мы вместе с активистами и общественниками нарисуем картину будущего, распишем план и по нему будет двигаться к цели (подчеркну – решая накопившиеся локальные проблемы), то и ощущение жителей поменяется. Будет план, с которым можно будет сверять реальные дела. Тогда на следующих выборах обещать ничего не придется. Если по обозначенному плану не идешь – до свидания!
То есть, резюмирую: тротуар сделать, двор благоустроить и сквер разбить – это хорошо, но без комплексного плана развития это топтание на месте. Если же только красивый проект нарисовать, а о текущих проблемах забыть, то кому эти прожекты на фиг нужны?
Что касается мэра, то он должен быть избираем прямым голосованием. Как человек с активной гражданской позицией считаю, что сильное государство возможно, в том числе, с сильным местным самоуправлением. Но беда в том, что на выборы приходит всего 10% населения.
То есть одна десятая горожан – среди которых, на минуточку, немало маргиналов, готовых голос отдать за бутылку алкоголя – решают для остальных 90%, кто будет градоначальником. Непонятная кучка людей “рулит”. Сейчас это кучка хотя бы понятная — депутаты гордумы и стоящие за некоторыми из них “кланы”.
Поэтому я на встречах жителей призываю идти на выборы. Если не придете вы, то у вас потом не будет морального права требовать что-то от избранного депутата. Другое дело, если избраться при 50%-й явке. Каждый второй может спросить меня о результатах работы, это повышает ответственность. А власть должна быть более ответственной – иначе никак.
Общество наше все-таки эволюционирует. Медленнее, чем хотелось бы, но развивается. Спасибо интернету и изобретателям соцсетей, которые позволяют сейчас горизонтальные связи развивать быстро. Люди самоорганизовываются. С этого гражданское общество и начинается. Информации много, можно сверить разные источники, договориться между собой.
Кстати, о самоорганизации. В нашем городе в последние годы стали развиваться территориальные общественные самоуправления. Но участники процесса жалуются, что развитие медленное и что его даже сдерживают.
Прозвучит пафосно, но я в этом вижу основу. Местные жители действительно лучше чиновников знают и понимают локальные проблемы. Поэтому, если мы видим рядом с новым тротуаром протоптанную годами тропинку, то понимаем, что там бы тоже проложили тротуар, если бы об этом спросили жителей. Конечно, администрации нельзя допустить хаоса, но прислушиваться к жителям по вопросам местного благоустройства – это их обязанность.
По идеям на местах – понятно. А по реализации этих идей? Вы знаете, что для реализации инициатив ТОС городская программа предусматривает по 2 миллиона рублей в год, которые в этом году впервые разыгрываются в виде конкурсов по 200-240 тысяч на один ТОС. Есть мнение, что на эти суммы можно сделать не так много…
У нас так зачастую бывает, что полномочия и обязательства забывают финансированием подкреплять. Причем вопросы благоустройства должны быть не в рамках программы популяризации ТОС и повышения общественного самосознания. Если есть некая сумма на благоустройство всего Первомайского района или общегородская программа, то существующим ТОСам можно отдать её локальные части вместе с бюджетом. Но эти программы должны быть софинансированы жителями, чтобы не было чисто потребительского отношения.
Сейчас этот принцип тоже используется в Программе поддержки ТОС, также, как и в программе Формирование комфортной городской среды, думаю этой теме можно будет посвятить отдельную большую беседу после детального погружения… А по поводу болевых точек Чуркина – он чем-то, на ваш взгляд, выделяется?
Для Чуркина характерны те же проблемы, что и для всего города. Из того, что чаще называют жители – общественный транспорт, дороги, парковки, в том числе, вокруг Калина Молл. Многие говорят о пробках в районе Черемушек, тут можно изменить схему движения и это реально сделать. Есть проблема отсутствия скверов и неблагоустроенных дворов. Чуркин – это спальный район, хотя он сейчас и стал, благодаря Золотому мосту ближе к центру. Но это один из самых густонаселённых районов, и моя задача сделать так, чтобы городские власти “вылизывали” не только центр ради приезжих – от туристов до участников самых крутых международных форумов, – но Чуркин. Ведь если город в целом станет комфортным для жителей, тогда и для туристов он будет намного привлекательней.
Чем активнее будут люди, чем активнее мы будем привлекать СМИ, тем выше вероятность того, что будут услышаны и властью, и бизнесом. Но среди общественников и те, кто действуют в интересах понятных структур. Одна из задач депутата – разбираться в этих ситуациях.
Это первые выборы, в которых я выступаю публичным политиком, но далеко не первые, в которых принимал участие организационно. Хотелось бы, чтобы на следующих выборах, если изберусь, за меня уже мои дела говорили. Разумеется, для начала нужно получить мандат доверия от чуркинцев в ближайшее воскресенье, 8 сентября. Поэтому я ещё раз призываю всех жителей Чуркина быть более активными. Нужно прийти на выборы и проголосовать. Нужно всем вместе формировать будущее нашего района. Нужно всем вместе делать его комфортным. Под лежачий камень вода не течёт. А вместе – мы сила! Вместе мы сможем сделать Чуркин красивым и комфортным.
Смотрите также:
Кирилл Батанов планирует продолжить работу с ТОС в качестве депутата гордумы
Откуда в думе Владивостока появятся по-настоящему народные депутаты?