В поисках подходящего названия для озера была изучена история и геология местности

Как сообщалось ранее, эксперты-историки высказались относительно вариантов названия безымянного озера, процедура переименования которого близится к официальным этапам.  Согласно полученным разъяснениям в аппарате ЗСПК пояснительную записку с выбранным вариантом нужно предоставить инициатору самостоятельно.

В ходе исследования также были опрошены представители музея ДВФУ и Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края. Сведений, которые бы помогли в выборе наиболее адекватного названия они не предоставили, зато дали ценные советы к кому еще можно с этим вопросом обратиться.

Чтобы найти какие-то исторические материалы, которые могли бы помочь с выбором адекватного и уместного названия для озера мы обратились в Институт Истории Археологии и Этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Доктор исторических наук, профессор и заведующая лабораторией археологии Приамурья Дьякова Ольга Васильевна подарила сборник научных статей “Азиатско-Тихоокеанский регион: археология, этнография, история” 2014 года, редактором которого она является.

Освоение человеком полуострова Муравьева-Амурского началось в эпоху мезолита (устиновская культура). Человек обитал здесь в эпоху неолита, палеометалла (янковская культура), ранее средневековье (мохэ, чжурчжэни). Большинство археологических памятников утрачены или находятся в очень плохом состоянии, т.к. данная территория застраивалась городом, дорогой, железной дорогой, особенно со стороны Амурского залива.

Нужно пояснить, что под памятниками археологии данной эпохи в данной местности понимаются не какие-то статуи, строения и сооружения, а как правило остатки жизнедеятельности человека в виде отдельных предметов, остатков керамики, орудий труда. Но находки в нашем районе еще более скромные, чем к примеру в бухте Улисс.

Бухта Патрокл.

В восточной части на пляже поднят фрагмент венчика лепного сосуда. Фрагмент орнаментирован пятью глубокими горизонтальными бороздами, прочерченными под устьем. Тощина стенки 2,2 см, тесто грубое, с примесью крупнозернистого песка и шамота. Учитывая неоднократное изменение поверхности (отсыпка и механическое выравнивание) и отсутствие дополнительных находок, детальноые исследования местности не проводили. Типологически керамика соответствует янковской культуре эпохи полеометалла.

Памятник Басаргин-1.

Располагается на узком перешейке, соединяющем полуостров Басаргина с полуостровом Муравьев-Амурский. Ширина перешейка не превышает 100 метров, высота над уровнем моря 3-4 метра. Первые предположения о существовании в данной местности древнего поселенияч высказал в середине 20-х годов прошлого века А.И. Разин. В 1931 году территория обследована Л.И. Иваньевым. Собран обширный материал артефактов, фаунистическая коллекция, выявлено большое количество раковинных куч. Археологические исследования носили разведочный характер и ограничивались сбором подъемного материала. Проведение работ для установления границ распреденияч памятника и его особенностей затруднено, территория заняты режимным объектом.

Памятник Басаргин-2.

Памятник находитсяна ступенчатом склоне юго-восточной оконечности полуострова Муравьев-Амуркий в бухте Соболь Уссурийского залива. О существовании памятника впервые упоминал Иваньев, он указывал на наличие древних поселений по вершинам сопок мыса Басаргина. При осмотре территории летом 1992 на склоне сопки в бухте Соболь найдено два невыразительных фрагмента лепной керамики. Памятник разрушен.

Таким образом существенных археологических материалов не найден, тем более дающих основания для наименования какому-либо объекту. В отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Приморскому краю направлен вопрос относительно геологического состава данной местности.

Дело в том, что один из вариантов названий, упоминаемый в научных трудах и на картах некоторых интернет-сервисов – «Торфянка», но как следует из ответа месторождения торфа у нас отсутствуют. Хотя в статье доктора биологических наук Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Ракова сказано следующее:  Озерно-болотные отложения в чаше озера представлены торфом, илами, песком и галечниково-гравийными грунтами, а у берегов с включениями щебня и дресвы. В левобережной части озера и в заболоченной пойме ручья, впадающего в северной части, дно сложено черным водонасыщенным торфом мощностью от 0,4 до 1,2 м. В центральной части озера находится серый ил, суглинистый, текучий, озерно-болотного генезиса мощностью 1,0–4,3 м. Под торфом и илами залегают галечниково-гравийные отложения с крупным песком и прослойками ила лагунно-морского генезиса. Их мощность в юго-восточной части озера достигает 4,5 м.

.

Вот как прокомментировал это Владимир Раков:

Озеро слишком мало и относительно молодое [по геологическим-археологическим меркам], чтобы в нем образовалось месторождение торфа. И это хорошо, т.к. если бы было зарегистрировано как месторождение, то не исключено, что в нем разрешили бы добычу, как это было сделано относительно недавно в бухте Поспелово (там и озера уже давно нет, его засыпали военные и ранее там был стадион, а теперь причалы), или как еще раньше возле “Фетисов-арены” (там торф добывали в 60-70-е годы, и теперь остались искусственные водоемы с молодой или вторичной фауной и флорой). В озере на Патрокле площадь и мощность торфа невелика – он выявлен при бурении ряда скважин на акватории (зимой со льда) и на берегу при проектировании “Приморгражданпроектом” первого варианта Приморского Океанариума. 

Данная проверка связана с казусом по другому варианту названия “камышовое”. Дело в том, растение в нашем озере, которое многие называют камышом называется рогоз, а камыш выглядит иначе.

Ситуация как с растением-первоцветом адонисом амурским, которое многие ошибочно называют подснежником.

Но называть озеро “Рогоз” или “Рогозовым” как предложила одна из участников опроса нет смысла, т.к. такое название не приживется. В результате сейчас названием фаворитом из выбранных народным голосованием становится “Реликтовое“, поскольку вариант “Патрокл” совпадает с названием бухты, что может стать препятствием для переименования. Если “Реликтовое” на каком-то этапе не пройдет, то несмотря на отсутствия больших запасов торфа будет предложено закрепить официально используемое на картах название “Торфянка”.

Получит ли #ОзероНеПутина новое имя?

Почти 1000 человек участвуют в выборе названия для озера