Застройка сопок Владивостока приводит к формированию дискомфортной городской среды (или Кому нужен лес на Патрокле?)

По мнению архитектора Павла Казанцева (профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, лауреат Energy Globe) проект застройки микрорайрона Патрокл сделан без учета природных факторов.

Как пояснил ученый, долина безымянного озера почти на 100% вписывается в характеристики так называемого “логова дракона”. Китайский “феншуй” на самом деле основан на ориентировке по сторонам света и по ландшафту. Но от феншуя на Патрокле, похоже, мало что осталось…

Павел Анатольевич, расскажите, что не так с проектом застройки?

Долина и озеро бухты Патрокл составляли единую экосистему. Лес собирал влагу осадков и питал многочисленные ключи на средних отметка и тальвегах. В тоже время, леса защищал долину от туманов и сырых морских ветров. Реликтовое озеро может погибнуть, т.к. уничтожена система его водосбора. Современная асфальто-бетонная застройка будет давать интенсивный поверхностный сток, который по основным дорогам будет выносить всю грязь в озеро. А в сухие сезоны, например, ранней весной, наоборот оно будет пересыхать.

Схема оценки климатического комфорта: высший балл – 1, низший – 5.

Компенсировать недостатки застройки еще можно, применив концепцию города-губки, что уже делают в Германии, США и наши соседи – Китай. В Китае программа по формированию среды, восстанавливающий естественный водоток принята на верхнем уровне и финансируется государством. Там очень много приемов, среди которых максимальное озеленение, формирование дождевых садов и восстановление водотоков. Все они выполнимы и уже практикуются. Но основа – это сохранение лесных массивов на вершинах водоразделов.

Читайте также:

В долине бухты Патрокл они еще сохранились на восточном и западном склонах. Их уничтожение необратимо усугубит ситуацию. Восстановление экосистемы – это и есть формирование комфортной среды.  Комфортная городская среда – это не только скамеечки и лавочки, как её сейчас понимают, это прежде всего то, что обеспечивает здоровый образ жизни населения – климат, чистых воздух и вода. Если мы разрушаем экосистему, то никакие фонари и лавочки не обеспечат комфортную среду. А если мы не создаем комфортную среду, то возникает вопрос, зачем мы вообще людей туда селим?

Как показал мой опыт, на наше озеро всем было буквально нас…ть, спасение его от канализации было нужно только нам, хотя в финале этой борьбы фразы про экологическую катастрофу уже вылетали из уст чиновников. На счет сопок приведу отрывок из интервью профессора Бориса Преображенского:

Все долины, пригодные для проживания людей, заняты под склады, заводы, военные базы и железные дороги. А люди вытеснены на склоны и вершины сопок. Отсюда следуют и невероятные для нашей климатической зоны, но ставшие обычными для Владивостока селевые потоки на улицах во время тайфунов, скользкие зимние улицы и наледи,  страдания сердечников. Постепенно и планомерно, по мере ввода нового жилья в низинах и в долинах Владивостока дома и кварталы, стоящие на вершинах сопок,  нужно сносить. На их месте сажать густой лес. …

Наша сопка, похоже, последняя в городе осталась с лесом. Может не нужен лес в городе, ведь, город – это не лес? Понятно, что этот лес как и озеро нам дорог и важен. Но каковы последствия застройки этой сопки для района и для города?

Вы не первые, кто задался этим вопросом и кто заинтересовался экосистемой бухты Патрокл. Те, кто проектировал нынешнюю застройку были не первыми градостроителями, кто присматривался к этому району.

Патрокл

Еще в советское время, в 80-х годах была идея сформировать там жилой комплекс и в основе проектирования проводилась комплексная экологическая оценка территории. В том числе изучалось, что из лестного массива можно подвергнуть урбанистическому изменению (антропогенному воздействию), а что нужно оставить. Оценивались все водные объекты, ветра и инсоляция. Тогда однозначно оставался лес вокруг озера в низине и оставался лес на вершинах. Допускалась только очаговая застройка.

Схема оценки растительности в  80-х годах

Эти материалы я получил от Котелович Галины Васильевны из ДНИИМФ. Вершины сопки нельзя застраивать не только для сохранения микроклимата территории и её водного баланса, но и негативных последствий в виде характеристик городской среды в такой застройке. Мы видим на примере 71-го микрорайона, где все продувается ветрами. Вершины – очень некомфортные для проживания территории. Даже специальные приемы планировки и застройки мало могут помочь скорректировать там скорость ветра и наличие тумана.

Нужно вспомнить, что лесной массив бухты Патрокл играл роль зеленых легких города и амфитеатра бухты Золотой Рог. Те юго-восточные муссонов, которые проходили здесь по пути в город отдавали здесь излишнюю влагу (туман), в то же время чистый морской воздух обогащался кислородом лесного массива и поступал в центральную часть города. Сейчас, когда бОльшая часть леса уже утрачена, изменился не только микроклимат этого района, но и микроклимат долины реки Объяснения, вплоть до Луговой и даже далее. То что осталось – нужно постараться сохранить и беречь.

Выставка “ArchSpace: воображая Владивосток”,
13.09.2019 в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого»

 

Читайте также:

Жители района Патрокл и прилегающих улиц намерены сохранить остатки леса

Кладбище домашних животных в будущем может стать единственным местом отдыха на Патрокле

Погоня за квадратными метрами на Патрокле в ущерб интересам жителей – пагубная тенденция

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *