А теперь без шуток… На стройке школы на Патрокле недавно приступили к бетонированию фундамента, параллельно идет установка оставшихся буронабивных свай. Как мы помним, наша будущая школа преподносится официально как уникальный объект. Но школа, это ведь не только здание, хотя безусловно приятно, что проект нетиповой и архитектура интересная. Но школа, это прежде всего её персонал – учителя, и похоже у нас есть все шансы к завершению стройки получить первую в мире школу без учителей, ну и как следствие – без учеников.
Недавно мы встретились с Евгением Шкарупой, общественным деятелем, который занимается проблемами образования в Приморье и обсудили с ним перспективы по нашей школе.
“Так как срок сдачи объекта планируется в этом году, времени, чтобы организовать работу учебного заведения почти что нет, нужно выбрать директора, найти педагогический состав, определиться с методиками и компонентами и прочими вещами. С этим нужно работать уже сейчас. Потому что оставшееся время нужно тратить на обучение всех работе и формированию учительского коллектива.” – написал он по итогу встречи.
Несмотря на хорошие темпы стройки даже и без новых обстоятельств на мировой арене цены на материалы неуклонно росли с начала пандемии. При этом цена контрактов в государственных закупках всегда зафиксирована. Есть прецеденты, например стройка новой школы в поселке Рощино Приморского края началась в 2011 году и не закончилась до сих пор, спустя 10 лет. По заверениям губернатора – она все-таки примет детей в сентябре 2022 года.
Стройка школы на Патрокле тоже неоднократно откладывалась – этому посвящено у нас множество публикаций. Т.е. может возникнуть такая ситуация, когда застройщику будет по объективным причинам недостаточно денег, предусмотренных государственным заказчиком для завершения объекта и он будет вынужден просить “добавки”, что подразумевает корректировки в бюджете и каждый шаг не быстрый. С целью сокращения издержек не выходя за рамки технического задания застройщик может попытаться оптимизировать расходы за счет более дешевых аналогов в материалах или иных решениях по отношению к первоначальным, что безусловно может отразиться на качестве.
Это не обязательный сценарий развития событий, это оценка возможных рисков. Один из признаков наступления негативного сценария – отклонение от графика строительства. Для оценки этого, не надеясь на т.н. общественных наблюдателей, о которых радостно рапортовало правительство края необходим регулярный общественный контроль с нашей стороны – это не просто осмотр с биноклем через окно, но и периодически запрашивать информацию у заказчика – администрации.
Чтобы у наших “друзей” в органах власти было понимание, что бы за ними бдим была подключена и администрация президента (хотя это абсурд – контролировать школу на другом конце страны из столицы) и еще мы инициировали присвоение имени будущей школе. Даже собрали 20 писем поддержки от музеев, библиотек, ученых и прочего, но в администрации города Владивостока нам ответили, что вопрос будет актуален для рассмотрения когда появится сама школа.
И тут мы сталкиваемся с еще одной особенностью государственного управления и планирования, точнее с отсутствием такового. Покуда нет школы как здания, нет школы и как учреждения. А коль так, то некуда искать директора, набирать персонал. Всё это мы уже проходили с детскими садами на Патрокле, которые до сих пор перманентно ищут персонал.
В Приморском крае уже давно существует дефицит кадров в образовании. На школу для 450 детей, которую строит DNS Development в формате государственно-частного партнерства в жилом комплексе Формат требуется порядка 40 преподавателей. Для нашей нестандартной школы на 1250 мест, на старте нужно хотя бы 60. Стройку нашей школы по плану должны были закончить в этом году, но фактически вряд ли это возможно, с учетом отодвинувшегося старта. Чтобы новая школа приняла в сентябре 2023 года детей, надо найти кандидата в директоры в сентябре 2022 года, потому что ему предстоит сформировать эту самую команду преподавателей, которые должны выйти на работу в интервале май-июль 2023. В любом случае, новая школа будет конкурировать с существующими за кадры даже не в городе, а во всем крае, т.к. им просто неоткуда взяться – это общая проблема системы образования. Более того, количество преподавателей в Приморье это даже не константа, это уменьшающееся ежегодно число.
Поскольку нанять директора будущей школы нельзя, не имея самой школы вот так заранее, как мы описали выше есть конечно “ход конём” – это устроить его на некую ставку в структурах управления или министерства для последующего перехода. Но чем будет заманивать гипотетический директор кадры в новую школу, находящуюся в отдаленном районе, с новым и дорогим жильем, куда ходит с перебоями пара маршрутов автобусов без пересадочного тарифа?
Понимают ли это эффективные менеджеры в управлении образования мэрии и министерстве образования края? Министром Приморья края с 1 марта стала Эльвира Шамонова, занимающая ранее должность генерального директора КГАОУ «Краевой центр образования» в Хабаровске. Самый молодой директор школы во Владивостоке Максим Кильчевский, которого хвалил Путина вскоре может возглавить управление образования города. Мы от группы 4 территориальных общественных самоуправлений района Патрокл непременно направим им свои вопросы и опасения, а также по возможности воспользуемся опцией личного приема.
Но наше представление о судьбе школы не ограничивается обеспокоенностью успешным её строительство и запуском. Хотелось бы, чтобы её уникальность не закончилась на архитектурной составляющей, чтобы содержание соответствовало форме, ведь оно даже важнее.
И когда мы направляли свои предложения о присвоении будущей школе имени одного ученого-натуралиста, то как раз и акцентировали внимание на том, что такому объекту можно и нужно быть не просто рядовым, а выдающимся. Некоторые школы Владивостока еще сохраняют былую репутацию, хотя реальность уже не отражает никакого престижа. К примеру, техническая школа-лицей на Гайдамаке всегда славилась сильной подготовкой по математике и физике.
Уже в 90-е годы там даже был такой предмет как ЭТИКЕТ! Всё это возможно, только если у директора школы будет отношение к ней как проекту всей жизни, а вышестоящие чиновники также увидят в таком проекте для себя перспективу для успешных достижений в карьере. Наш собеседник отметил также, что “качество школы” зависит и от общности родителей. Это не обязательно даже оформленный родительский или попечительский совет, речь в целом идет о включенности и заинтересованности родителей в том, какой будет эта школа. Такие прецеденты также имеются – например на конкурсе “Твой проект”, где будущий сквер на Сочинской 3 осенью соревновался с проектом спортплощадка школы №26, которые родители именно жители, а директору просто пришлось с этим смириться.
Следите за новостями…
Подробная презентация строящейся на Патрокле школы размещена на специальном сайте
Строить школу на Патрокле во Владивостоке будет компания из Рязани
Долгожданная сенсация: мэрия объявила тендер на проектирование и строительство школы на Патрокле